Многодневный поход

Главные статьи раздела :


Посадка, техника езды на велосипеде
Тактика велопохода
Ориентирование в велопоходе
Какая погода будет завтра?
Движение по разным дорогам, преодоление препятствий
Правила дорожного движения и комментария к ним
Обеспечение безопасности в велопоходах
Психологическая атмосфера в группе
Остановка, привал, ночлег, днёвка
Питание
Походная гигиена и медицина
Ремонт велосипеда в походе
Краеведение в велотуризме
Общественно-полезная работа велотуристов
Полевой дневник
Фотосъемка и видеосъемка велогруппы
Навигация в велопоходе
Подведение итогов похода. Составление отчёта


Психологическая атмосфера в группе

     Демократический стиль характерен тем, что авторитет руководителя основывается на опыте, знаниях, организаторских способностях, личных качествах. Руководитель не навязывает своей воли участникам, а советуется с ними, в своих решениях исходит из интересов группы, терпим к недостаткам и ошибкам других.
     Демократический тип руководства дает возможность активнее вовлекать коллектив в обсуждения, согласования и выявление наилучших средств и приемов в тактике, технике преодоления препятствий маршрута и вообще создает благоприятные условия для инициативы всех участников группы, вызывает у них удовлетворение своей работой. Последователь этого типа руководства считается с мнением участников и видит в них готовых оказать помощь туристов, создает предпосылки к формированию в группе атмосферы взаимопонимания и оказания товарищеской помощи.
     Авторитарный руководитель замыкает все связи только на себя, а членам группы предоставляет минимум информации. Он контролирует все действия участников похода и требует пунктуального выполнения своих указаний, не оставляя им возможности для проявления творческой инициативы.
     При авторитарном методе руководства человек не руководит, а администрирует, подавляя всех, он не предлагает или направляет, а приказывает. В результате в группе создается барьер между руководителем и участниками. Следствием авторитарного стиля руководства бывает неустойчивый психологический климат, отсутствие единства, напряженность, предрасположенность к конфликтам. И наоборот, все эти явления, возникшие по разным причинам (группу ведет неопытный руководитель, его авторитет недостаточен, в группе есть люди старше и опытнее его и т. д.) могут стать основой авторитарности в руководстве.
     Авторитарный стиль руководства часто вызывает неудовлетворенность походом, поскольку, во-первых, его участники, выполняя лишь то, что от них требуют, не смогли полностью выявить свои знания и умения, а во-вторых, они в походе не отдохнули эмоционально-психологически, поскольку в группе не было раскованного общения.
     Однако в некоторых сложных походных ситуациях, когда нет времени для обсуждения, когда требуется быстрое единоличное решение для обеспечения безопасности группы, нужен именно авторитарный стиль руководства.
     Третий тип руководства - либеральный, характеризуется минимальным вмешательством в действия участников и предоставляет им большую самостоятельность. Такой стиль может создать нужный микроклимат в группе, но действия группы и участников необходимо контролировать, иногда проверять и направлять в нужное русло, иначе в сложной ситуации действия людей могут оказаться непредсказуемыми.
     Встречаются и другие типы руководителей туристских групп, на пример, дистанционный, контактный...
     Но в любом случае руководитель должен обладать определенным уровнем компетентности - в организационных вопросах, как турист-практик, просто как человек с жизненным опытом. В руководстве группой он должен проявляться как личность. В основе его авторитета лежат, с одной стороны, положительные человеческие и профессиональные качества (туристские знания и умения), а с другой -способность руководить людьми непосредственно в походе.
     Руководитель должен личным примером показывать правильное отношение к выполнению поставленных перед походом задач, к своим обязанностям, которое должно быть проникнуто чувством уверенности в своих силах, стабильности, влюбленностью в туризм и стремлением к успеху. Такое отношение создает предпосылки к тому, что устанавливается своего рода «пара сил», при которой руководитель оказывает влияние на группу, а группа на него, и тогда формируются отношения доверия, уважения и готовность к творческому сотрудничеству на выполнение целевой установки путешествия. Особая деликатность требуется от руководителя в сложном походе, когда люди устали и голодны или чем-то встревожены.
     Опытный руководитель избегает отдавать прямые приказания. Он не скажет: «Дежурные, завтра встаньте в 5.30 утра!» Это же самое он выразит иначе, например: «Надо нам завтра выехать пораньше, хорошо бы дежурные встали в 5.30 утра». То есть он как бы приглашает разделить с ним его озабоченность, предположим, отставанием от графика. Но скажет это уверенно и спокойно, чтобы в его пожелании чувствовалась некая объективная целесообразность. А общий принцип такой: направлять группу, как бы подводить ее к правильному решению. Причем самым дисциплинированным исполнителем решений руководителя должен быть сам руководитель.
     Лидер группы должен четко осознать: какую манеру взаимоотношений, тон возьмет он с самого начала, так будут общаться между собой и все члены группы. С первого дня собственным примером утверждает в группе, наряду с обстановкой принципиальности и требовательности, дух взаимопомощи, товарищеского внимания друг к другу.
     Если руководитель стремится узнать характеры и особенности членов группы, улавливает настроения и желания людей, знает, кого какими словами можно подбодрить, умеет в нужный момент разрядить обстановку шуткой, то участники похода будут проявлять уважение и доброжелательность друг к другу, избегать ненужных и оскорбительных замечаний, наносящих ущерб самолюбию других участников и их работоспособности. И если на биваке кто-то слишком долго собирается, то руководитель не стоит поодаль, сложив руки, а помогает отстающему, не обидно подсказывая при этом, как рациональнее уложить вещи, то и остальные члены группы будут взаимно предупредительны, стремиться помочь друг другу.
     И наоборот: в группе, где руководитель постоянно поучает, одергивает туристов, высказывает недовольство их действиями, обстановка становится напряженной, дерганой, все друг друга тоже начинают поучать, раздражаться, подкалывать, в группе устанавливается атмосфера недоверия. Причем люди порой не осознают, в ком первопричина напряжения. И тогда в группе находятся «последние», как их порой называют, «козлы отпущения», на ком и срывают раздражение.
     Иногда встречаются группы, при встрече с которыми посторонний не сразу скажет, кто в них руководитель. Не слышно никаких приказаний, замечаний, и в то же время каждый чем-то занят, все делается ладно, споро. Это и есть идеальный стиль руководства, когда оно почти не ощущается. Ведь дисциплина в туристской группе - не самоцель, а условие успешного и безопасного прохождения маршрута.
     Но создание дружного работоспособного туристского коллектива, поддержание здорового психологического микроклимата зависит и от остальных участников путешествия. Они тоже должны поддерживать и укреплять взаимопонимание между собой, авторитет друзей по группе, особенно руководителя. С одной стороны, «рядовые» члены группы не должны заискивать перед руководителем, а с другой - не на пользу обычно идет и фамильярная близость с руководителем, особенно в разновозрастных группах. Успех похода зависит также от доброжелательности участников во взаимоотношениях друг с другом, активности, личной заинтересованности в выполнении поставленных перед походом задач.
     Один из основных принципов туристской группы: радости и заботы делить поровну. Например, никуда не годится, если, приехав в поселок, двое направились в магазин покупать для всех продукты, один остался сторожить велосипеды, а остальные устремились к бочке с квасом, забыв принести квас тем, кто занят общим делом.
     Но даже при самых единодушных настроениях в группе может образоваться несколько микрогрупп по 2-3 человека. Чем больше группа, тем скорее возникнут такие маленькие компании. Они могут сформироваться на основе размещения по палаткам, по возрасту, просто благодаря личным симпатиям. Причем психологический настрой микрогрупп может быть положительным или отрицательным -это зависит от поведения руководителя, условий похода, запаса выдержки у людей и прочих факторов. Как правило, настрой этих микроячеек определяют лидеры каждой из них. Стало быть, чтобы сцементировать микрогруппы в единый походный коллектив, руководитель должен в первую очередь установить доверительные контакты с их лидерами.
     Однако у руководителя не должно быть любимчиков, занимающих положение лучших друзей, с которыми согласуются многие вопросы, а остальные туристы группы оказываются на положении «прочих». В этом случае почти неизбежен отрыв этой микрогруппы вместе с руководителем от остального коллектива. Читать дальше >>

1 | 2 | 3


Наши партнёры:


Copyright © 2006 by VeloTur.Kiev.Ua
При полном или частном копировании ссылка на сайт обязательна.