Многодневный поход

Главные статьи раздела :


Посадка, техника езды на велосипеде
Тактика велопохода
Ориентирование в велопоходе
Какая погода будет завтра?
Движение по разным дорогам, преодоление препятствий
Правила дорожного движения и комментария к ним
Обеспечение безопасности в велопоходах
Психологическая атмосфера в группе
Остановка, привал, ночлег, днёвка
Питание
Походная гигиена и медицина
Ремонт велосипеда в походе
Краеведение в велотуризме
Общественно-полезная работа велотуристов
Полевой дневник
Фотосъемка и видеосъемка велогруппы
Навигация в велопоходе
Подведение итогов похода. Составление отчёта


Общественно-полезная работа велотуристов

Читайте также статьи :

Предисловие
Составление описаний маршрутов велосипедных поход
Разработка веломаршрутов для турбаз, кемпингов и прокатных пунктов
Испытане новых моделей велосипедов
Изготовление и испытание велотуристского снаряжения
Сельскохозяйственная и природоохранная деятельность велотуристов
Медико-биологические наблюдения. Совершенствование классификации категорийных маршрутов


Медико-биологические наблюдения.
Совершенствование классификации категорийных маршрутов

     Анализируя маршруты походов в различных географических районах страны, исследователи определили, что средний коэффициент рельефности в Поволжье равен 3,7 м на 1 км пройденного пути, на Украине - 3,1, в Карпатах - 6,0, в Крыму - 5,5, на Северном Кавказе - 7,8, на Центральном Кавказе - 11,7, в горных районах Средней Азии - 10,0, в Западном Тянь-Шане - 11,0, на Памире -12,0, на Алтае - 7,2. Исходя из этого, казанские велотуристы предлагают свой критерий для определения категории сложности похода. Согласно ему, велогруппа должна набирать определенную сумму высот за день и за весь поход, по категориям сложности это будет выглядеть так:

Таблица
Категория Метров за день Дней Всего метров
I 120 6 720
II 200 8 1600
III 300 10 3000
IV 500 13 6500
V 650 16 10000

     Чтобы пользоваться этим методом, группам достаточно брать с собой авиационный альтиметр либо пользоваться уже введенным коэффициентом рельефности. Как утверждают авторы, он дает возможность прокладывать в любом регионе маршруты любой категории сложности, варьируя их протяженность.
     Предлагаемый способ, безусловно, - шаг вперед в попытке введения объективных критериев в оценку сложности маршрутов, но он, во-первых, предопределяет некую усредненность, заведомую заданность сложности маршрутов, проходящих по какому-то району (если пользоваться лишь выведенными значениями коэффициента), хотя в границах района, например, Северного Кавказа, можно проложить весьма разнящиеся друг от друга маршруты. Во-вторых, он рассматривает подъем как единственное, определяющее категорию, препятствие, не учитывая покрытие дорог и большое разнообразие других естественных препятствий, оставляя «за кадром» сложные равнинные маршруты по труднопроходимым дорогам. Между тем важно найти эквивалент «пятерке», проложенной по горам, причем не за счет того, чтобы таскать велосипед на себе, но и не за счет увеличения дневного среднего пробега до двухсот с лишним километров.

     Вот как подходит к проблеме президент Клуба велотуристов Туристскб-спортивного союза Украины В.Соколов. Он предлагает пересмотреть существующие нормы на туристские походы по протяженности. Считая прежние нормы походов I категории сложности (250 км) вполне приемлемыми и принимая их за исходные, киевский велотурист вывел функциональные зависимости дневных норм II-V категорий относительно норм I категории сложности (и даже предлагает ввести VI категорию сложности в велотуризме тоже). В итоге дневная норма похода V категории сложности у него стала округленно 38 км, а минимальная протяженность всего похода V категории сложности - 600 км. Вся таблица приобрела такой вид:

Таблица
Кат.
слож.
пох
Продолжит.
похода, дни
Про-
тяж.
м-та,
км
Преодоление препятствий
на равнинных участках
Преодоление препятствий
в горной местности
Мин. Макс.
I 6 8 250 Не менее 50 км грунтовых
дорог
Суммарный набор
высоты не менее 1000
метров
II 8 10 330 Не менее 80 км грунтовых
дорог
Суммарный набор
высоты не менее 1600
метров
III 10 12 400 Не менее 200 км грунтовых
дорог и лесных троп
Суммарный набор
высоты не менее 3000
метров
IV 13 15 500 Не менее 300 км грунто-
вых, полевых и лесных
дорог, троп и бездорожья
в малонаселенной мест-
ности
Суммарный набор
высоты не менее 6500
метров
V 16 19 600 Не менее 450 км по
труднопроходимым и пес-
чаным или заболоченным
участкам с преодолением
брода и наведением не
менее одной переправы
Суммарный набор
высоты не менее 10000
метров
VI 20 24 720 Не проводится Суммарный набор высо-
ты не менее 14000 мет-
ров при условии преодо-
ления не менее одной
реки с наведением пе-
реправы

     Также вынашивалась идея повышения категории походов в тех районах, где много лет существовали «потолки» определенных категорий. И вот появились экспериментальные маршруты V категории сложности в Карпатах и IV категории в Крыму. Однако подобные изыскания приветствуются отнюдь не всеми асами велотуризма.
     В то же время есть немало опытных велотуристов, которые считают существующие нормы категорийных походов вполне обоснованными, а проблема лишь в том, чтобы научиться разрабатывать спортивные маршруты.
     Что ж, действительно, и в пределах существующей классификации есть солидное поле деятельности. Речь идет о прокладке маршрутов высшей для данной местности категории сложности, например, III категории в районах европейской части бывшего Советского Союза. Это значит, что в походе надо проехать, по Соколову, не менее 200 км по грунтовым дорогам и тропам, стремясь сохранить «чистоту» вида, то есть преодолеть этот путь в седле. Задача, прямо скажем, не из простых.
     Одним словом, очевидно, что проблему совершенствования классификации веломаршрутов с наскока не решить. Работа продолжается, и пытливые туристы могут внести в нее свою лепту.
     Для самих же велотуристов полезна еще такая деятельность, как совершенствование Перечня классифицированных велотуристских маршрутов: пересмотр включенных в него ранее, дополнение новыми, изменение категорий сложности маршрутов. Работа эта перманентная и никогда не будет закончена, поскольку постоянно меняется дорожная обстановка на маршрутах, туристами осваиваются новые районы, а другие, наоборот, по разным причинам становятся менее доступными, да и разрядные требования время от времени меняются. В 70-х - первой половине 80-х годов Перечень регулярно исправлялся и добавлялся, в последующие годы эту работу подзапустили. В Справочном разделе мы приводим часть Перечня в той редакции, какую он принял в декабре 1993 года в результате обсуждения его велотуристскими представителями маршрутно-квалификационных комиссий разных городов и в каком он был опубликован в 1994 году для дальнейшего его обсуждения и совершенствования.
     Однако подспорьем в определении категорий маршрутов роль Перечня вряд пи должна исчерпываться. Постоянно дополняясь, он может стать сборником рекомендуемых веломаршрутов разного уровня трудности. Но для второй роли маршруты Перечня должны сопровождаться кратким описанием условий их прохождения и достопримечательностей. При составлении таких описаний за основу можно взять образец паспорта веломаршрута, который мы даем в начале раздела «Подведение итогов похода. Составление отчета».
     Задача нынешнего момента состоит в том, чтобы собрать вместе паспорта наиболее интересных веломаршрутов II-V категорий сложности, пройденных за последние годы и точно соответствующих по дорожным условиям изложенным выше критериям. И в этой общей работе могут принять участие активные велотуристы многих городов Украине.

     А вообще каждый велотурист с исследовательской жилкой может найти какое-то поле деятельности, которое сделает его походную жизнь еще содержательнее.

1 | 2

Наши партнёры:


Copyright © 2006 by VeloTur.Kiev.Ua
При полном или частном копировании ссылка на сайт обязательна.