Многодневный поход

Главные статьи раздела :


Посадка, техника езды на велосипеде
Тактика велопохода
Ориентирование в велопоходе
Какая погода будет завтра?
Движение по разным дорогам, преодоление препятствий
Правила дорожного движения и комментария к ним
Обеспечение безопасности в велопоходах
Психологическая атмосфера в группе
Остановка, привал, ночлег, днёвка
Питание
Походная гигиена и медицина
Ремонт велосипеда в походе
Краеведение в велотуризме
Общественно-полезная работа велотуристов
Полевой дневник
Фотосъемка и видеосъемка велогруппы
Навигация в велопоходе
Подведение итогов похода. Составление отчёта


Ремонт велосипеда в походе

     Когда за велосипедом заботливо ухаживают, когда его хозяин владеет хорошей техникой езды, то и велосипед «отвечает» хозяину верностью и исправно служит ему многие годы, а в пути редко ломается.
     Прежде всего велосипед в поход должен отправляться в безукоризненном состоянии, все слабые детали в нем должны быть заменены дома, все узлы отрегулированы. И в походе ежедневный осмотр и чистка велосипеда (как правило, по вечерам) должны стать таким же привычным ритуалом, как умывание по утрам. Надо очищать машину от пыли и грязи, вытирать насухо и смазывать цепь, другие ходовые детали велосипеда, особенно если днем попали под дождь, устранять все возникшие за день неполадки, поскрипывания, дребезжания, которые помимо угрозы потери деталей или более серьезной поломки в самом неподходящем месте просто нервируют остальных. Особо внимательно надо осматривать ходовые узлы, натяжение спиц, крепление руля, багажника.
     Проверяется плавность хода переднего и заднего колес. Заедания и пробуксовывания в соединениях не допускаются. Подтягиваются резьбовые соединения. Проверяется давление в шинах. Покрышки должны плотно прилегать к бортам ободьев по всей окружности. Выверяется центровка колес. Производится проверка натяжения цепи. Тормоза должны действовать без заедания, обеспечивать плавное и полное торможение. Проверяется наличие и исправность всего снаряжения велосипеда.
     При стуке, скрипе и других звуках, возникших в течение дня в ходовых узлах, надо обязательно выяснить причину появления этих звуков, узел разобрать и заменить вышедшие из строя детали: сломавшиеся сепараторы или конуса, лопнувшие шарики, поврежденные оси или вал каретки.
     А что чаще всего ломается в походе?
     Наиболее уязвимые места любого велосипеда - это его шины. Часто лопаются спицы, особенно на щебеночных и тряских дорогах. Случаются поломки узлов переключения передач (трещотка втулки заднего колеса и собственно переключатель), узлов, непосредственно несущих на себе основной груз (замок седла, багажник).
     Если камера выпускает воздух медленно, прежде всего проверяют вентильную резинку и в случае повреждения ее меняют. Если же она цепа, значит, где-то есть мельчайший прокол (или проколы). Некоторые велотуристы и тут не спешат менять камеру. Они внутрь запускают 2-3 кубических сантиметра воды, которые, создав тонкую пленку на внутренней стенке камеры, забивают микроотверстия. Такая мера позволяет доехать до привала. Если же воздух выходит быстро, ставят запасную камеру. Чтобы не заниматься заклейкой камер в середине дня в пути, желательно иметь в группе несколько запасных камер. Замена камеры занимает 15-20 минут.
     Прежде чем вставлять новую камеру, надо внимательно осмотреть внутреннюю и внешнюю стороны покрышки на месте прокола: в ней может застрять кусочек стекла, металла, маленький гвоздик и т.д. Причиной прокола камеры может оказаться и конец спицы, прошедший через резиновую ленту обода. В тот же вечер на биваке прохудившуюся камеру надо заклеить.
     Некоторые заклеивают камеры тонкой липкой пленкой («скотчем»). На накачанную камеру накладывают заплаты одна поверх другой (крест-накрест). Когда кончаются заплаты в велоаптечках, вырезают кусок резины из старой камеры. Вставлять отремонтированную камеру нужно обязательно сухую и чистую. При замене камеры внутреннюю поверхность покрышки надо очистить от частичек резины и пыли, а вставляемую камеру припудрить тальком, особенно в месте заплаты.
     Если воздух проходит под вентилем и затяжка крепежной гайкой ничего не дает, надо освободить гайку, вынуть корпус вентиля из камеры, зачистить поверхность вокруг вентильного отверстия шкуркой, вставить вентиль обратно и вокруг него наклеить заплату с диаметром отверстия чуть меньшим, чем диаметр стержня вентиля. Заплата затем прижимается гайкой.
     Ремонт «однотрубки», как мы уже говорили, - дело более трудоемкое, но и тут умельцы нашли выход. Они предлагают брать в поход обычный медицинский шприц емкостью 2-5 кубических сантиметров с толстой иглой, которая отпиливается так, чтобы остался кусок иглы длиной 2-3 мм, конец обтачивается. При проколе трубки в шприц набирается свежий незагустевший резиновый клей, остаток иглы вводится в прокол и клей выдавливается, смазывая наружную поверхность камеры и корд в месте прокола. Для лучшего растекания клея «однотрубка» слегка приминается, затем кладется под небольшой груз или зажимается 3-4 бельевыми прищепками. В таком положении «однотрубки» клей подсыхает 5 часов (а лучше больше), после чего «однотрубка» слегка накачивается и досушивается еще 10 часов. Клей типа «Момент» всю операцию сокращает во времени. Можно «однотрубки» клеить, и не снимая их с колеса. Введя клей, колесо поворачивают и ставят так, чтобы оно придавило своим весом поврежденное место шины к полу. После заклейки шприц и иглу надо очистить от клея и вставить в отверстие иглы кусочек проволочки. Авторам этого метода удается восстанавливать «однотрубки» после 3-4 проколов (но не разрывов камер) и эксплуатировать их до полного износа. Но в наши дни колёса на трубках изжили своё время и всё большинство туристы использующих шоссейные велосипеды переходят на колёса/обода с клинчерными шинами – попросту говоря это те же покрышки с камерами, но он в двое тоньше тех, что используются на туристских и дорожных велосипедах (подробней об этом было рассказано на странице «Заграничные шоссейно-гоночные велосипеды»).
     В многодневный поход лучше выезжать на малоизношенных покрышках. С собой обычно берут не целую запасную покрышку, а кусок ее – длинной 30-40 см (некоторые применяют оболочку от «однотрубки» гоночных велосипедов). При больших пробоях или порезах покрышки заплата, кроме того, прошивается по бокам дратвой, капроновой ниткой или тонкой леской таким образом, чтобы шов заправлялся в обод колеса. После заклеивания заплату слегка припудривают тальком. Если и после этой операции разрыв покрышки увеличивается, в качестве временного выхода из положения (на 1-2 суток) можно покрышку вместе с ободом обвязать киперной лентой, одновременно нанося клей «Момент», затем снять тормозные колодки переднего тормоза (понятно, что «больная» покрышка должна оказаться на переднем колесе как менее нагруженном). Так как в распоряжении велотуриста остается только один тормоз, ехать необходимо с предельной осторожностью, скорость не развивать.
     Если порвалось проволочное кольцо покрышки, то в месте разрыва загибают концы, а между образовавшимися петлями вставляют кусок стальной проволоки той же толщины так, чтобы длина всего кольца не изменилась.
     Обрывы спиц случаются в первую очередь из-за неодинакового натяжения, так что предупреждать их обрывы следует прежде всего правильной их натяжкой, не допуская ослабления и перетяжки. Толщина спиц отечественных гоночных, спортивно-туристских и дорожных велосипедов колеблется от 1,8 до 2,2 миллиметров. В сложных походах, с участками маршрута по грунтовым дорогам лучше всего использовать спицы дорожных велосипедов. При замене спицы одной толщины спицами другой нужно иметь в виду, что должны быть соответствующими и ниппеля. Читать дальше >>

1 | 2 | 3


Наши партнёры:


Copyright © 2006 by VeloTur.Kiev.Ua
При полном или частном копировании ссылка на сайт обязательна.