Подготовка к походу

Главные статьи раздела :


Особенности регионов стран для велотуризма
Маршрут в велопоходе
Формирование группы
Физическая подготовка
Походное снаряжение
Маршрутная документация
Особенности учебно-тренировочного похода
Скоростные велопутешествия
Комбинированные походы
Организация зарубежных и международных велопоходов


Особенности учебно-тренировочного похода

     Прежде всего следует твердо сказать, что учебно-тренировочный поход (УТП) - не обычный поход. К сожалению, получается нередко так: отсидели энное количество вечеров на лекциях и занятиях какой-нибудь школы или семинара, подготовились к походу, но не успели выйти на маршрут, напрочь забыли о цели похода, превратив его в обычную развлекательную поездку (чаще так бывает в школах начальной подготовки). И этим самым зачеркнули, по сути дела, весь семинар или школу, потому что учебно-тренировочный поход - это закрепление теоретических знаний и навыков непосредственно на местности, то есть на практике. Основная задача УТП - не просто движение по маршруту, не покрытие какого-то расстояния, а обеспечение учебного процесса в походных условиях. И поведение слушателей в походе поэтому должно быть активно-творческим, а не пассивно-потребительским.
     Особенность УТП начинает проявляться еще на стадии подготовки к походу. Прежде всего формирование отделений-групп УТП начинается на определенном этапе - значительно раньше, чем порой комплектование групп обычного категорийного похода; количественный состав групп-отделений не случаен, направлен на то, чтобы создать наилучшие возможности для обучения слушателей. В школах начального уровня - участников походов I категории сложности, организаторов туризма в секциях учреждений и предприятий - состав отделения-группы должен быть от 6 до 15 человек (оптимальное количество - 10-12 человек); в школах базового и специализированного уровня - участников походов II-IV категорий сложности, гидов-проводников и инструкторов, старших гидов-проводников и старших инструкторов спортивного туризма - от 6 до 12 человек (оптимальный состав - 8-10 человек); в школах высшего уровня -участников походов V категории сложности, гидов-проводников и инструкторов спортивного туризма международного класса - 6-10 человек (оптимальный состав - 6-8 человек).
     Общая тенденция в учебном процессе при повышении уровня обучения - не только (вернее, не столько) повышение категорий сложности походов, усложнение дорожных условий и увеличение естественных препятствий в учебно-тренировочных походах, сколько более глубокое и детальное проникновение в специфику велотуризма, в его тактическую и техническую суть, расширение «ассортимента» применяемых приемов и предметов снаряжения, а самое главное - все более деятельный и творческий подход всех членов группы к организации похода, к разработке и прохождению маршрута и оформлению его результатов.
     Подготовка к обычным категорийным походам проходит в большей или меньшей степени автономно, участники встречаются в основном на тренировках (в тренировочных походах выходного дня). В рамках школы (семинара) дело обстоит иначе. Чем больше подготовительных процессов группа-отделение будет осуществлять вместе, тем успешнее пройдет сам УТП, тем более результативным будет обучение слушателей.
     Поскольку кое-что из снаряжения и материального обеспечения туристам пока приходится создавать самим, очень полезно многие подготовительные мероприятия (особенно в школах начальной подготовки) проводить вместе, под руководством инструктора, а не порознь по домам, при этом члены отделения-группы, обладающие какими-то практическими навыками, помогают инструктору обучать остальных. Речь идет не только о школах I уровня. Мало того, положение о системе подготовки кадров в спортивном туризме даже специально нацеливает проводить занятия в школах III уровня в форме обмена опытом. В самом деле, всегда кто-то приобрел большой опыт и навыки в одном, кто-то в другом, и во время совместных практических занятий более высокий опыт становится достоянием других членов группы-отделения или даже всех слушателей школы. В совместных ремонтно-подготовительных работах лучше и быстрее усваиваются практические навыки, обеспечивается своевременная и более основательная подготовка велосипедов и снаряжения. Более эффективно общими силами готовится и общегрупповое снаряжение. Особенно это относится к УТП сложных категорий, в которых необходимо использование специального (например, горного) снаряжения.
     Не менее важен психологический аспект. Совместная подготовка способствует сплочению группы, становится неким компенсационным фактором, поскольку учебные сборы и школы часто собирают не знакомых друг другу людей.
     В учебно-тренировочных походах высшей туристской подготовки больший упор делается на разбор слушателями конкретных походных ситуаций.
     Важно перед УТП провести весь комплекс тренировок, о которых сказано в соответствующем разделе книги, а еще важнее - полностью осуществить программу одно-двухдневных тренировочных походов с постепенным наращиванием нагрузок и максимально возможным приближением этих поездок (особенно последней двух-трехдневной) к тем условиям (техническим и тактическим), которые будут в самом УТП. При этом очень важно с самого начала стопроцентное участие в этих поездках всех членов группы, что дает возможность своевременно определить уровень физической и технической подготовленности к УТП (а порой выявляется даже неготовность кого-то к многодневному походу вообще, особенно среди новичков в туризме), провести с кем-то дополнительные тренировки, может быть, даже переформировать отделения по силам и т.д.
     В тренировочных походах обязательно проводится медицинский контроль туристов, а после поездок - подробный разбор их физического состояния с указанием на недоработки и ошибки на маршруте, на способы их исправления.
     К началу занятий школы или семинара район проведения учебно-тренировочного похода и маршруты отделений-групп должны быть хорошо известны инструкторскому составу. Всякий маршрут УТП должен предусматривать, с одной стороны, максимально возможное в пределах данной категории разнообразие дорожных условий и препятствий, а с другой - достаточное количество времени для проведения практических занятий, чтобы технически однообразное перемещение по однородным по характеру протяженным участкам дорог не поглотило время, необходимое на учебные мероприятия. Именно поэтому протяженность маршрута УТП разрешается уменьшать относительно нормативных (при сохранении набора препятствий) на 25%.
     В школах II, а особенно III уровней прокладка маршрутов должна осуществляться самими слушателями (естественно, под руководством преподавателей-инструкторов). Если есть достаточно картографических материалов, литературы на район похода, полезно каждому слушателю дать задание разработать маршрут с разбивкой по дням. При этом задаются основные параметры похода: километраж, продолжительность, определенный набор препятствий, необходимость предусмотреть общий сбор всех групп-отделений школы (если такая встреча предусмотрена) и т.д.
     При разработке маршрутов слушатели должны предусмотреть запасные варианты маршрутов на непредвиденные обстоятельства и резкое ухудшение погоды. Разработанные маршруты разбираются на занятиях, отмечаются слабые и сильные их стороны, принимается лучший вариант. После обсуждений по отделениям инструкторский совет школы утверждает окончательные варианты маршрутов, место для общей встречи групп. Составляется расписание занятий на маршруте и на общей встрече. Совместно со слушателями заполняется маршрутная книжка.
     В учебно-тренировочных походах начальной подготовки преобладает принцип обучения «преподаватель - ученики». В УТП школ более высоких уровней, в том числе инструкторской подготовки, группа достигает адекватной эффективности обучения в том случае, если она идет по маршруту на принципах самоуправления. Вот один из вариантов осуществления на практике этого принципа. Назначается руководитель и его заместитель. При этом целесообразно, чтобы руководителем был менее опытный, а его заместителем - более опытный турист. Психологически это крепкая и надежная система: с одной стороны менее опытные или менее решительные получают большую практику руководства, но в то же время не ущемляется самолюбие более опытных: им предлагается почетная роль наставников, с которыми дежурные руководители имеют возможность постоянно советоваться. (В маленькой группе-отделении руководителем становиться каждый). А инструктор непосредственно на маршруте становится «рядовым» участником похода (причем самым дисциплинированным, подавая хороший пример остальным) и использует всю полноту свой инструкторской власти в случае, если нужно предотвратить серьезное нарушение графика или ЧП. Читать дальше >>

1 | 2

Наши партнёры:


Copyright © 2006 by VeloTur.Kiev.Ua
При полном или частном копировании ссылка на сайт обязательна.